Прокладка головки блока двигателя (ГБЦ) представляет собой уплотнительную деталь между головкой и блоком двигателя автомобиля. Основное её предназначение — это предотвращение утечки газов из камеры сгорания, а также антифриза и масла из систем смазки, и охлаждения.
«Симптомы» проблем с прокладкой ГБЦ
В современных автомобилях при соблюдении норм эксплуатации данная деталь является достаточно надежной и не требует особого внимание в процессе работы, но бывают случаи, когда прокладка повреждается («пробивает» или «прогорает»).
Основными факторами указывающими на это, является:
1. Появление дыма между блоком двигателя и головкой блока при работающем двигателе. Стоит отметить, что в данной ситуации также может появиться посторонний звук, которого ранее не было. Из-за нарушения герметичности камеры сгорания отработанные газы выходят между блоков в месте повреждения прокладки.
2. Быстрое увеличение рабочей температуры. Простым словами – двигатель «кипит». Пробитая прокладка нарушает герметичность системы охлаждения и газы с камеры сгорания попадают в магистрали системы охлаждения, тем самым увеличивая давления и температуру антифриза.
Жидкость начинает выкипать и выбрасывать наружу через расширительные бачки. По этой причине температура системы охлаждения достаточно быстро повышается.
3. На прогретом двигателе выхлопные газы белого цвета. Нарушение герметичности охлаждающей системы и попадание антифриза в камеру сгорания превращает его в пар, что приводит к появлению ярко выраженного белого дыма в выхлопной трубе.
4. В масляную систему попал антифриз, и образовалась эмульсия серого цвета. Для проверки масляной системы достаточно вытащить щуп из поддона и обратить внимание на цвет масла, также это может быть заметно открыв заливную горловину для масла в двигателе.
5. Попадание масла в систему охлаждения. В данном случае необходимо открутить крышку расширительного бачка и посмотреть на наличие примесей масла. Очень важно – не откручивать крышку радиатора на «горячем» двигателе из-за возможности получения ожога!
6. Неэффективная работа печки. Нарушение герметичности системы охлаждения и попадания воздуха влечет за собой снижение эффективности работы печки салона.
Перечисленные симптомы могут свидетельствовать не только о проблемах, связанных с повреждением прокладки ГБЦ, но и некоторыми другими неисправностями, связанными с работой двигателя, масляной и охлаждающей системах.
Стоит уточнить, что в данной ситуации существует два понятия дефекта прокладки ГБЦ – это «пробой» и «прогар». Для незначительных повреждений речь идёт о прогаре прокладки, а в более серьёзных случаях – пробоем.
Причины повреждения прокладки ГБЦ
Среди наиболее встречающихся проблем, связанных с повреждением прокладки ГБЦ специалисты автосервиса отмечают следующие:
1. Перегрев двигателя. Особенно это актуально для моторов, оснащенных алюминиевыми головками, которых может «повести» после превышения рабочей температуры.
Нарушения геометрии плоскости головки влечет за собой разгерметизацию камеры сгорания, системы смазки и охлаждения. Помимо этого, критическая температура разрушает материал самой прокладки, что также ведет к аналогичным проблемам.
2. Несоблюдение момента затяжки болтов. После проведения ремонта двигателя связанной с демонтажем головки требуется строгое соблюдение последовательности и момента затяжки болтов динамометрическим ключом согласно рекомендациям завода-изготовителя автомобиля. В противном случае это может повлечь за собой повреждение прокладки ГБЦ и другим неприятным моментам.
3. Некачественный материал прокладки. При проведении ремонта, связанного с заменой прокладки ГБЦ следует обращать должное внимание на производителя и качество материала детали.
Как быть, если случилось повреждение прокладки?
Обнаружив в работе двигателя вышеописанные симптомы следует незамедлительно обратиться в автосервис. Повреждённая прокладка не подлежит ремонту, а только заменой на новую деталь.
В случае, если в дороге случилась данная неприятность и характер повреждения незначительный следует добраться до ближайшего сервиса на щадящем режиме работы двигателя. Особое внимание следует уделять температуре работы силового агрегата, не допустив при этом перегрева и масляного «голодания».